В эти дни специалисты школы проходили обучение тьюторству. Первый день был посвящен знакомству друг с другом и с экспертом. Это было необходимо для того, чтобы лучше вникнуть в тьюторскую деятельность на протяжении последующих трех дней.
Тьютор в наше время – это не просто наставник, это человек, который помогает молодому человеку познать себя и мир вокруг себя. При этом, тьютор не дает рекомендаций или список действий, он как камушек, который мы кидаем в воду, а потом наблюдаем изменения. Тьютор – это невероятно ценный человек, который в идеале должен быть у каждого ученика.
Затем случилось знакомство с главными поддерживающими практиками в тьюторстве под кодовым названием «4 шага». Для лучшего понимания мы это разобрали по различным пунктам вроде определения, местах применения в работе, результата и «ловушек» для тьютора.
В следующие дни началось полноценное, глубинное исследование профессии «тьютор».
В первую же очередь, продолжили более подробно разбирать практики тьюторства. «Глазам в душу не залезть» – эта фраза идеально описывает общий результат тьюторского подхода при процессе наблюдения. Она дает понять, что для тьютора главное не навязать ученику «правильное» видение ситуации, а позволить ему раскрыться в своем мнении.
Естественно, другие практики вроде присоединения, следования и управления тоже были обсуждены, и говорить о них можно прям много, на несколько постов вперед. Один из участников назвал интересную аналогию «четырех шагов» тьюторства с перелетом в другой город.
«Не всегда то, что мы видим, таковым является». Этой цитатой можно описать ощущения участников от прошедшего второго дня обучения. Она же относится к самому тьюторству, в частности, и олицетворяет его многогранность, полезность для всех людей, а не только для самих тьюторов.
Следующая практика Картирование – участники представляли свои уникальные видения Астреи, отображает её разносторонность со своей точки видения.
Также состоялась проектная сессия через игру «Что? Где? Когда?» в упрощенном виде. Несмотря на веселое настроение, команды стремились отвечать на все вопросы. Основная же часть сессии была посвящена непосредственно самому проектированию.
Участники сами себе бросали вызов, выбирая определенные темы для проекта, которые были намечены ещё в начале дня. Инициатор проекта собирал свою мини-группу, чтобы проанализировать выбранную тему, подумать над тем, как её можно реализовать. В конце сессии две команды смогли представить промежуточные результаты своего проектирования, получить обратную связь и узнать моменты для проработки на следующий день. Данный практикум ещё продолжится, и остальные команды смогут представить свои размышления.
Выбранные темы являлись крайне интересными и доступными для разных интерпретаций. Они дали основу для создания проектов, которые вероятно смогут повлиять на деятельность школы в целом.
Светлана поделилась мыслями про плодотворные дни проведенные в Красноярске.
«Это образовательное событие объединило разных по деятельности людей – это принципиально важно для любого такого события. Если собираются люди только одного профиля, то задача тьютора задавать разные ролевые истории. Разные люди = разные фокусы того, что происходит здесь и сейчас. Вот такие четырехдневные сессии с непохожими друг на друга людьми – это риск, и одновременно, большой ресурс!
Все что происходило здесь – было спроектировано, то есть изначальное представление результатов, каких я хочу достичь. Был “скелет” к чему я хотела двигать сообщество не по моей задаче, а совместно. Сложность и прелесть тьюторской работы – мое искусство работать на “живом” материале, который “рождается”. Не было переживаний, что группа работала не так – все так, потому что в начале была проделана работа по согласованию смыслов, по сонастройке.
Еще один важный показатель, что все сложилось классно: появились задачи, которые я не спрогнозировала, а это значит, что здесь живая организация.
Также у меня появились собственные решения, связанные с собственными проектами, а это значит, что у нас сложился взаимообмен. Мы друг на друга хорошо поработали и сложилось хорошее сообщество.
Тьюторство – это классная профилактика выгорания: если ты правильно действуешь и возвращаешь себе тьюторскую функцию “не быть гениралом всех армий”, доверяешь и готов к обмену, принцип открытости очень важен. И как говорила Татьяна Михайловна Ковалева “Тьютор – это фигура открытого образования”. В закрытых системах такое невозможно.»
И, все таки, кому стоит идти в тьюторство?
«У меня есть такая версия: если в тебе есть пять пунктов, которые откликаются, то твой внутренний тьютор жив.
Первый – для тебя самого лично должно быть ценно идея моего личного развития – не мир менять, не людям помогать, не развивать там кого-то, если у меня для себя есть ценность развития меня. Потому что это то топливо, на котором ты потом будешь строить. Если у тебя нет ценности собственного изменения, то ты никак не сможешь это предложить никому. Ты должен быть любопытным к этой жизни и к тому, что вокруг происходит.
Второе, очень важно, вот такая ценность, если ты готов для себя принять идею, что в любой момент тебе придется осваивать новое знание, если ты готова отказаться от всех своих статусов, 25 лет тебе или 50, или 70 лет. Ты этого не знаешь, но это так интересно понять, тогда есть возможность, что ты как специалист можешь работать с новым поколением. Опыт имеет значение, но только в том случае, когда он тебе даёт опору для твоей мысли, не более того, но не для изменения.
Третий пункт. Важно, что если твой внутренний тьютор жив, тебе интересно конструировать, то есть не пользоваться готовым, а создавать какие-то новые решения. Это может касаться событий, искать решения, отвечать на вопрос “что делать?”. Потому что тьютор — это всегда активная деятельность. Это не практика философствования, не практика психологии, погружение в мир, разбирание внутренних процессов. Тьютор – это деятельность.
Четвертый – тебе интересно быть деятельностным. Культура образования педагогическая – она дает некоторые основы, на которые ты опираешься. Это можно изучить, для этого тогда тебе еще дополнительное время потребуется. В тьюторстве будьте готовы изучать культурные основы. Это не практика инструментов и шаблонов. Поэтому тьюторство — это и глубина понимания, и технологичность, потому что своё понимание надо трансформировать в деятельность, а не просто сидеть там понимать. Предложить действия, которые бы как-то помогли другому что-то понять.
Пятое. У тебя нет шансов не развиваться. На другой чаше весов, когда я всем говорю про трудности, это трудная работа, и это работа как профессия. У тебя есть профессиональная ответственность за результат. Педагогическая культура дает более точное понимание, что ты делаешь. И всё время приходится добирать скиллы, компетенции, начиная с коммуникации и постоянно актуализировать, изучать знаковые системы этого мира, например.
Мне пришлось изучать, что такое мемы, что такое корейская культура. Я изучала вопрос, почему она так синхронизирована с современными детьми. То есть все время приходится изучать этот мир, но это классная профилактика профвыгорания.
Если вы хотите в нескучную работу, связанную с высокой коммуникацией, с высокой ответственностью, с высоким творчеством и технологичностью одновременно, вот это тьюторство, вот это такая история. Крутая профессия, я считаю, она до сих пор в атласе профессий будущего.»
Большая проделанная работа команды образовательного центра определила вектор дальнейших действий в работе с учениками. И выстроилось больше понимания по выстраиванию образовательного маршрута, который сможет сопровождать тьютор школы.