В кабинете у нашего нейропсихолога есть такиииииие игрушки, которых нет ни в одном другом (как привлечь ребенка в кабинет, если он не хочет - заинтриговать). Зайдя в кабинет, дети сразу ищут: "А что за игрушки? Покажи, покажи!" Действительно, в кабинете нейропсихолога есть клад. Это целых 14 волшебных коробок с "Дарами Фребеля".
Слышали о таких?
Это большой набор специальных материалов для развития дошкольников и младших школьников в игровой деятельности.
Мои детки уже все знают, в каком из шкафов находятся эти дары и с удовольствием берут и приносят их на стол - "Буду играть с этими"
На видео Федя играет с 11 даром - "Цветные тела": развиваем мелкую моторику рук, навык сортировки по фигурам (цилиндр, шар, квадрат).
Иногда мы с Федей усложняем себе задачу и нанизываем фигуру на шнурок с помощью только одной руки, второй рукой не помогаем.
Подросток глазами нейропсихолога в школе Астрея
Главной силой подростка является усиление (наращивание) способности к абстрактному мышлению!
Подросток начинает часто говорить об отвлеченных предметах, о которых ранее не интересовался (А что значит предательство? А обман? А надежда? А счастье?). Отвлеченные (абстрактные) понятия, темы - это, по простому, то, что невозможно нарисовать.
- Дело в том, что в этот период наступает новая стадия развития интеллекта, и для нашего подростка уже абстрактная возможность кажется более интересной, чем действительность.
- Совершенствуются (усложняются) возможности проведения таких операций, как классификация, обобщение, аналогия. В жизни ребенка наступает большой период под названием интеллектуальный анализ.
- Есть ещё один интересный момент - память подростка: в школе значительно увеличивается объем изучаемого материала, подросток уже не учит всё дословно, а запоминает опосредованно. Т.е. его запоминание сводится к мышлению, он устанавливает логические связи внутри материала, а затем припоминает материал с помощью восстановления тех самых логических связей. Т.к. стремительно развиваются процессы чтения и письменной речи, подросток уже может выражать свое мнение аргументированными рассуждениями, спорить, доказывать, опровергать, письменно излагать свои мысли.
Почему же к нам обращаются родители подростков?
- В основном жалоба ко мне такая: низкая успеваемость в школе; на нейропсихолог. диагностике выявляется: трудности с концентрацией внимания, ошибки в письменной речи, непродуктивная память и др. Здесь рекомендуется нейропсихологическая коррекция.
- Но бывает и так, что трудности с обучением не связаны напрямую с нейропсихологическими причинами (психические функции сохранны), тогда первичными являются психологические проблемы подростка, а обучение страдает вторично (т.е. впоследствии): межличностные конфликты со сверстниками, со взрослыми в семье, с учителями, изменившаяся самооценка подростка, внутриличностный конфликт и т.д. В таком случае я направляю подростка на диагностику к психологу. Далее подростку рекомендуется психологическая коррекция.
На примере из практики
Родитель жалуется: ребенок не понимает смысла прочитанного произведения, при пересказе половину событий упускает.
Запрос родителя: помочь ребенку с пониманием текста.
Далее важный момент - должна случиться диагностика. Зачем, ведь жалобы озвучены, запрос сформулирован? Ответ: озвучена одна проблема, но причин у этой проблемы может быть очень много.
В данной ситуации: проблема - читает и не может правильно понять и пересказать, а причинами могут быть:
- трудности с пониманием причинно-следственных отношений (логика);
- нарушение памяти (не запоминает слова, к концу текста уже забывает начало);
- отсутствие мотивации к чтению (нет интереса к произведению);
- неправильная техника чтения (читает по слогам);
- трудности с регуляцией (читает монотонно и без учёта знаков пунктуации);
- нарушение концентрации внимания, повышенная отвлекаемость (не вникает в текст) и т.д.
Всё вышеперечисленное ведёт к непонимаю смысла прочитанного текста. И что из этого относится конкретно к данному случаю? Для этого и нужна нейропсихологичечкая диагностика. Только выявив первичные механизмы (причины) проблемы, наш нейропсихолог построит грамотный маршрут коррекции для ребенка.
В нашем случае, у ребенка были регуляторные трудности (читает без учёта знаков препинания, торопится), -> трудности с переработкой прочитанной информации (частичное понимание текста),-> неспособность составить полный и точный пересказ.
Заключение таково: трудности с пониманием смысла прочитанного текста вторичны, на первый же план выходят регуляторные трудности.
Жалоба звучала так: не понимает смысла прочитанного. Звучит как трудности интеллектуального характера. А, оказалось, трудности с регуляцией при чтении. Интеллектуальные способности у ребенка сохранны.
Теперь мы нашли нужную(!) мишень то, что мешало ребенку составлять правильный пересказ прочитанного текста.
Родитель не специалист в данном случае, поэтому родитель может формулировать жалобу и запрос как он видит , как он чувствует, как он понимает.
Задача нейропсихолога- помочь понять главную причину (первичный механизм) проблемы и выстроить грамотный план коррекции для ребенка.
Вот таким несложным способом развиваем у ребенка важнейшую функцию мозга - межполушарное взаимодействие
Ребенок выполняет одновременно обеими руками разные движения, ориентируясь на карточки. Наш ученик 1 класса, Андрей, даже разработал свою технику выполнения данного упражнения
Для чего в школьной жизни детей нужен нейропсихолог?
Все очень просто и всего лишь стоит понять, что же делает этот специалист и как помогает вашему ребёнку стать лучше в успехах.
Основная задача нейропсихолога — выявить сильные и слабые стороны головного мозга и привести их к балансу. Например, ребенок плохо усваивает учебный материал, и психолог выясняет, что у него хорошо развита зрительная память. Тогда ребенок может использовать зрительные подсказки, чтобы лучше успевать в школе.
Детский нейропсихолог — это специалист, который сможет оценить, соответствует ли психическое развитие ребенка возрастной норме.
Специалист помогает в игровой форме сделать ребёнка успешнее в каждом предмете и развить свои способности максимально. При этом процессе сам ребёнок даже не понимает, что его изучают. Никто не говорит ему в чем он слаб, а чем силён.
При наличии проблем у ребенка не стоит ждать, что он сам как-то перерастет. Ему нужно помогать, чем и занимается нейропсихолог.