Тьютор, этот специалист, умело владеющий состоянием «без оценок». Это профессиональный наблюдатель, помогающий практик, способный проводить молодого человека к его личным целям, владеющий техниками различных видов ментальных бесед.
Уметь задать необходимые вопросы, в нужный момент, это искусство. Он помогает учиться как рефлексировать, так и фантазировать. Расширять рамки, границы. Помогает осознавать свою карту мира, осваивать твои таланты. Создавать, конструировать новый опыт и опираться на него.
Тьютор для ученика, это как коуч для взрослого. Он нужен для того, чтобы выходить на новый уровень. Так же он работает и со всеми взрослыми в школе! Это тот, кто в целом смотрит на среду школы и чем запитываются люди в этой среде, с чем они постоянно соприкасаются.
В чем помогает тьютор?
Он помогает молодому человеку осознать внутренние потребности, помогает поднять, разжечь внутренний огонь, энергию, мотив для самостоятельных действий как ученика, как деятеля в своей жизни. Тьютор помогает быть ребенку более осознанным и самостоятельным, более субъектным, своей особой позицией он помогает тренироваться, быть агентом влияния.
Взрослые путают тьютора с другими специалистами школы. Например с куратором или с наставником. В современном мире это очень разные роли.
Далеко не каждый родитель, учитель, педагог владеет тьюторскими умениями. Они могут время от времени осуществлять подход в данном стиле, если будут осознанно тренировать нужные навыки. На это нужно время и желание.
Тьютор опорный взрослый, который сопровождает, он не учит и назидает, старается дать ученику возможность пойти «впереди» себя. Это молодая профессия, но ребята уже высоко оценили наличие тьютора в школе.
Мой опыт показывает, что овладеть этими навыками может каждый, но вот удерживать эти позиции возможно только с опытом.
Тьютор тренирует ежедневно свои умения, не меньше чем учитель или врач. Обладать этой позицией не просто, но можно.
Личностные качества и ряд навыков, взгляды и желание исследовать постоянно разные жизненные явления делают его позицию в школе особо интересной и полезной.
Более 15 лет директор занимается развитием навыков коуча, тьютора, свою первую группу коучей выпустила в 2012 году. И как говорит Наталья Анатольевна:
"Это будет другой мир, если в нем, у всех детей и взрослых на этой планете будут такие помощники. Дорогого стоит с раннего возраста иметь рядом человека, который занимается не бесконечным оцениваем, а наблюдает за твоими самыми лучшими проявлениями, потенциалом.
Когда рядом такой специалист, у ребят гораздо больше шансов стать еще более интересной, созидательной личностью, ведь с каждой беседой в тьюторанте так же развиваются эти мощнейшие навыки!"
О наглядности на видео: