Границы поведения

Валентина Васильевна Гамзюк, 02 Сентября 2020 года

Моему ребенку два, а он совершенно не слушается. Довольно часто можно услышать такой вопрос. Что же делать в данной ситуации и почему так происходит?

Два года возраст, когда ребенок уже крепко встал на ножки и пытается исследовать все вокруг. Он не понимает, что может быть опасным. Два это возраст, когда малыш пытается понять границы, но при этом он еще полностью зависит от реакции мамы и ее поведения.

Так с чего же нужно начинать? Нужно понять, что приблизительно до 5 лет не нужно пытаться ребенку объяснить правила словами. Т.к. ребенок слабо владеет языком, у него еще нет способности к абстрактному мышлению и ограниченность опыта, не знает систему слов и понятий, не мыслит категориями, которыми ему стараются пояснить ситуацию. Это тоже самое, если взрослому, который не знает иностранного языка, начали что-то на нем объяснять.

Дети как минимум до 5 лет могут мыслить только о том, что видят и могут потрогать, они как будто «думают телом». Понятия, которые они не могут пропустить через тело, для них – пустой звук. Это основная причина того, почему объяснения не действуют на детей, без сопровождения этих объяснений реальными физическими действиями. Т.е. маленькие дети нуждаются не в словах, а в ЖЕСТАХ, которые как бы устанавливают границы и правила.

Если вы не хотите, чтобы вас бил ребенок или замахивался на вас, нужно ограничить его в момент этой попытки (замахивается – твердое нет, перехватываем руку в области запястья откидываем руку чуть назад, и твердое нет мимикой и тембром голоса). Это касается и других ситуаций. Важно сопровождать запреты жестом именно в раннем возрасте, тогда, взрослея, ребенок будет уже в курсе, что запрет это нечто такое, что необходимо исполнять, это не пустые слова родителей.

Например:

- Крепко держим за руку ребенка, несмотря на его протесты в местах, где опасно идти одному.

- Сдерживаем ребенка, который бросает тяжелые предметы или бьет кого-то.

- Удерживаем ребенка в кровати, приобнимаем за плечи, несмотря на его желание пойти погулять после отхода ко сну.

- Снимаем ребенка и не даем ему лезть на шкафы или лестницы, если это действительно опасно.

- Пристегиваем ребенка ремнем безопасности, когда едите в машине, несмотря на его протесты.

Вот такие мягкие воздействия становятся в итоге залогом того, что малыш понимает слова, запреты. Сначала эти запреты тактильные, воздействуют на тело, т.е. ребенок прочувствует влияние границ на уровне ощущений, потом они переходят на уровень слов.

При этом пояснять правила, с помощью слов тоже необходимо. И самое главное правила должны быть соблюдены вне зависимости от того, понял ли их ребенок или нет. Поясняйте простыми словами, доносите спокойным тоном, сопровождая мимикой жестами.

Проконсультируем бесплатно

Нажимая на кнопку, вы принимаете Соглашение