Преимущество песочной терапии состоит в том, что она позволяет клиентам воссоздать в песке различные аспекты проблемы, используя символические объекты, которыми можно манипулировать и которые можно легко изменять. Возможность в реальности, но на территории психологической песочницы проиграть конфликты, продумать и выстроить образ цели и способность ее достижения, увидеть модели новых отношений – все это способствует снятию тревог, проработке внутриличностных конфликтов и различных страхов.
Песочная терапия имеет также параллельное воздействие – это развитие мелкой моторики, координации движения, эмоционального интеллекта, а значит, и интеллекта ребенка в целом.
Цель занятий – оптимизация и коррекция детско-родительских отношений.
Занятия способствуют:
– установлению и развитию отношений партнерства между родителем и ребенком;
– обучению навыкам общения и способам взаимодействия в системе «родитель-ребенок», развитию умения взаимодействовать в пространстве другого человека;
– повышению родительской компетентности в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка;
– помощь родителям в адекватном оценивании актуального уровня развития, психологических проблем ребенка и определении оптимальных путей взаимодействия с ним;
– развитию мелкой и крупной моторики, накоплению сенсорного опыта ребенка, развитию тактильно-кинестетической чувствительности;
– развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления);
– снижению психофизического напряжения;
– развитию процессов саморегуляции.
Это совместные занятия детей и родителей с использованием игровой песочной терапии, которые обеспечивают эмоционально-личностное развитие детей, приобретение ими коммуникативных навыков и создание гармоничных детско-родительских отношений.
В процессе работы на занятиях психолог делает фотографии (с разрешения родителей) песочных картин и создает «sandplay-альбом», который позволяет отслеживать динамику детско-родительских отношений, видеть изменения. К альбому психолог возвращается после завершения цикла занятий, просматривает и обсуждает его совместно с родителем и ребенком.
Длительность: 2 диагностических занятия (в начале и в конце программы) и 10 коррекционных (совместных детей с родителями), продолжительностью 1 час (1 раз в неделю). В программе принимает участие одна семья (родитель и ребенок).