Close

Сенсорная интеграция для детей

Что такое сенсорная интеграция? Любой способ сбора и организации информации об окружающем мире называется «сенсорная интеграция». Сенсорная интеграция – это способность:

  • Воспринимать информацию, поступающую от всех наших органов чувств
  • Вычленять наиболее значимую информацию
  • Анализировать информацию
  • Вырабатывать соответствующую ответную реакцию (Trott, 1993)

 

То как мы воспринимаем этот мир или реальность- есть результат работы наших сенсорных каналов- зрения, слуха, вкуса, обоняния, тактильных ощущений. Мы нуждаемся в отлаженном процессе сенсорной интеграции для развития, обучения, ежедневной деятельности и коммуникации с другими людьми. Этот процесс не осознаётся нами и в большинстве случаев протекает без сбоев, поэтому узнаём мы о нём только в случае нарушений (умственного и социального развития ребенка). Причины нарушений могут быть самыми разными: от генетических изменений до физических травм.

Если ребенок не может интегрировать информацию, идущую от глаз, ушей и в целом тела, он не в состоянии адекватно оценить реальность, а потому почувствовать и отреагировать соответствующим образом. В этом случае мозг не обрабатывает и не упорядочивает информацию раздражающую сенсорные каналы, и в результате ребенок не получает точные сведения не только об окружающем мире, но и о самом себе. Понятно, что такое обстоятельство дел сказывается и на обучении маленького человека, и на его поведении.

Как выглядит нарушение сенсорной интеграции? Типичные проявления сенсорной дезинтеграции:

– невозможность сохранять оптимальный уровень бодрствования;

– слишком высокий/низкий уровень активности;

– чрезмерная чувствительность к звукам, прикосновениям, вкусовым ощущениям;

– поиск определённых ощущений, что может проявляться в виде гиперактивности;

– трудности в удержании позы;

– трудности в усвоении новых движений;

– плохое усвоение навыков самообслуживания;

– социальные и эмоциональные трудности;

– задержка в развитии речи;

– трудности в обучении.