Close

Диагностика проблем в обучении

Как проходит нейропсихологическое исследование?

На первом этапе выслушивается запрос (жалобы). Нейропсихолог знакомится с ребенком — устанавливает контакт, исследует материал, наглядно демонстрирующий развитие ребенка (тетради, рисунки, поделки и т.п.), собирает информацию о развитии ребенка.

На втором этапе ребенку предлагается серия заданий в игровой или учебной форме (в зависимости от возраста) с картинным (стимульным) материалом или без него. Задания направлены на изучение состояния функций внимания, зрительной и слуховой памяти, зрительно-пространственных функций, навыков планирования и самоконтроля, мышления, речи и т.д.

На третьем этапе нейропсихолог интерпретирует полученные данные и дает предварительное заключение с рекомендациями в устной форме. Письменное заключение выдается через некоторое время по предварительной записи. Полная диагностика возможна с 4 лет.

Нейропсихолог проводит диагностику и подбирает специальные коррекционные двигательные и познавательные упражнения с учетом индивидуальных психологических и возрастных особенностей. Эти упражнения позволяют развивать отстающую сферу головного мозга. Двигательные упражнения могут быть похожи на зарядку или веселую гимнастику; это может быть хождение по тонкой ленточке, разложенной на полу, упражнения с массажными мячиками или наклоны вправо с одновременным поворотом головы влево. Познавательные упражнения выглядят как развивающие занятия – ребенку могут быть предложены картинки для выяснения путаницы в сюжете, задания на выполнение положения предмета (на столе, под ним, слева, справа, за, впереди и т.п.), различные изобразительные задания.

Наибольшая польза от нейропсихологической коррекции будет, если работа начнется как можно раньше с дошкольного и младшего школьного возраста.

Сегодня нейропсихология может рассказать о работе мозга почти каждому из нас. Знания этой науки широко используют для объяснения индивидуальных различий, поэтому нейропсихология применима ко всем людям.

Чаще всего к нам приводят детей с трудностями в учёбе. Причём эти трудности нельзя объяснить тем, что ребёнок ленится или не учит правила. Нейропсихология говорит, что он просто не может в полной мере понять, что и как требуется сделать.

После диагностики назначается программа коррекционных воздействий, которые помогают развить мозг или компенсировать слабость, полученную под воздействием внешней среды. Для этого реализуют комплекс упражнений, которые восполняют пробелы и развивают всю психическую деятельность.

Физически здоровые люди так же могут обратиться к нейропсихологу, например, быстрая утомляемость. Часто причина кроется в слабости подкорковых структур, из-за  которой возникает недостаток кислорода и усталость. Или классическая женская трудность – заехать задним ходом в гараж. С точки зрения нейропсихологии, дело в том, что эволюционно женщинам не нужно было ориентирование в пространстве: задача женщин – охранять очаг, пока мужчины бегали по лесам и горам. Современный человек и не подозревает, что именно участок мозга, отвечающий за пространственные функции, не позволяет ему въехать в гараж, и что можно стимулировать этот участок и избавиться от проблем. Или частая история о мужчинах, которые открывают холодильник и видят только прямо перед собой, мужской мозг вообще особенный: у них преобладает левополушарный тип мышления. Мужчины вычленяют наиболее существенную информацию из всего, что происходит вокруг. Холодильник – скорее побочный эффект. Важно понимать, что у каждого человека своя специфика функционирования мозга и психики. Лабиринтное видение, которое наблюдается в описанном случае, далеко не все считают проблемой. Мужчины на него не жалуются.