Close

Проблемы с речью часто встречаются среди дошкольников.
Среди детей с разными речевыми патологиями, дети с ОНР составляют самую многочисленную группу – более 40%.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это нарушение формирования всех речевых элементов (звукообразование, грамматический строй, смысловая нагрузка) при нормальном уровне слуха и интеллекта. Детям с ОНР сложно употреблять и понимать грамматические формы речи. Ребенок не только плохо произносит звуки, но и неправильно строит свою речь.
Диагноз ОНР ставят детям после 3 лет, ранее ЗРР (задержка речевого развития). Разница диагнозов в том, что при ЗРР, отстает только темп развития речи, но не нарушается формирование языковых средств.

Для всех детей с ОНР характерно:

  • неактивный доречевой период (мало гуления и лепета);
  • слабая реакция на звук;
  • неактивные попытки повторения чужой речи у ребенка ;
  • отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет;
  • отсутствие простых фраз в возрасте 2,5-3-х лет;
  • отсутствие собственной речи в 3 года;
  • использование мимики, жестов вместо слов

В зависимости от глубины проблемы, логопеды выделяют следующие уровни ОНР:

  • I уровень ОНР
    Для ОНР первого уровня характерно полное отсутствие речи, но “неговорящие дети” прекрасно понимают обращенную речь. Ребенок пытается произносить отельные звуки, как правило гласные. При этом, один звук может обозначать сразу несколько предметов. Активный словарный запас состоит из лепета, аморфный слов и звукоподражаний. Например, «пи» – пить, «бах»- упал, «мяу», «муу»
    Чтобы объясниться с окружающими, ребенок активно пользуется мимикой и подключает жестикуляцию. Кстати, именно такая особенность позволяет специалистам отличить ОНР от умственной отсталости.
  • II уровень ОНР
    Дети со вторым уровнем ОНР умеют стоить простые предложения из 2-3 слов. При построении предложений выявляется неспособность правильно подбирать формы слов («два кошка» – две кошки). Часто в предложении предлог опускается, при этом существительное используется в именительной форме единственного числа («карандас летит аепка» – карандаш лежит в коробке). Активный словарный запас меньше пассивного. Часто дети используют обобщенные слова одной категории предметов. Например, муха, муравей, паук – жук. Также вызывают сложности называть составляющие одного предмета (дом – окна, дверь, крыша). С слоговой структуре слова дети часто или сокращают количество слогов или переставляют их (кошелек – шекелек, кошка- кися)
  • III уровень ОНР
    Для ОНР 3 уровня характерны отдельные проблемы в речи. Дети с 3 уровнем ОНР используют при общении сложные развернутые предложения. Могут свободно излагать свои мысли и хорошо описывают действия. Со звуковой стороны речи характерны замены трудно произносимых звуков на более мягкие (сюба- шуба). В звукопроизношении есть сложности с шипящими и свистящими.

Коррекционная работа с детьми ОНР выстаивается индивидуально, после заключения логопеда – дефектолога.

Строится работа с учетом уровня речевого развития ребенка.
При сложных нарушениях речи упор делается на развитие понимания обращенной речи и активизацию неречевых процессов (внимание, мышление, память).
Для детей с незначительными аномалиями в речи логопед строит работу на закреплении правильно звукопроизношения и совершенствовании грамматической стороны речи.

Запишитесь на первичную диагностику ОНР прямо сейчас:

Мы перезвоним вам и уточним удобную дату.
Спасибо, что доверяете нам самое ценное – вашего ребёнка.