Close

Дислексия – частичное нарушение навыка чтения. Она развивается, когда психические функции ребенка для обучения чтению еще недостаточно сформированы.

Симптомы дислексии:

  • чтение по буквам и как следствие, непонимание прочитанного материала
  • чебенок путает буквы, которые схожие по звучанию или написанию
  • искажение слоговой структуры слова.
  • речь фонологически не оформлена
  • нарушение моторики рук

Причины возникновения у ребенка дислексии обширны. К физиологическим причинам можно отнести: преждевременные роды, желтуху у новорожденных, черепно-мозговые травмы, ранее перенесенные инфекционные заболевания, гипоксия, наследственность.
Кроме того, на развитие дислексии может повлиять педагогическая запущенность, необдуманное чрезмерное ранее развитие ребенка, билингвизм, нарушение устной речи (ОНР) или неправильно выбранная методика обучения чтению.

Когда проявляется дислексия?

В норме процесс чтения разделен на несколько этапов. Каждый этап следует четко за другим. Если последовательность нарушается или у ребенка не сформирован какой-то из этапов, возникает нарушение чтения

  1. Зрительное распознавание букв.
  2. Узнавание их и различение от схожих .
  3. Соотнесение букв с фонемами (звуками).
  4. Слияние звуков в слоги.
  5. Слияние слогов в слова, а слов – в предложение.
  6. Понимание смысла прочитанного.

Виды дислексии:

  1. Фонематическая дислексия. Нарушение восприятия звуков. Выражается в побуквенном чтении, заменой звуков (глухих на звонкие, шипящие на свистящие звуки), пропуском и переставной звуков
  2. Семантическая форма. Чтение носит «механический характер», когда ребенок не понимает смысла прочитанного. У детей с нарушением семантики скудный словарный запас, слово воспринимается как набор звуков, без смысловой нагрузки. Встречается у детей с умственной отсталостью, ЗПР, ММД.
  3. Аграмматическая дислексия. У ребенка возникают трудности с согласованием слов в предложении. Может выражаться с неправильном чтении суффиксов и окончаний, неправильно согласовывает слова по родам, числам.
  4. Мнестическая дислексия. Характеризуется сложностью с соотношением звука и буквы.
  5. Оптическая дислексия. При чтении ребёнок заменяет похожие буквы (п-б, з-в). Для оптической дислексии характерно зеркальное чтение и соскальзывание со строчки на сточку.

Коррекция дислексии

Коррекционный план составляется с учетом вида дислексии.
Например, при фонематическом нарушении, логопед (специалист)делает упор на звукобуквенный и слоговой анализ слов. Дает упражнения на развитие речевого мышления и памяти. А при мнестической дислексии задействует упражнения на развитие слухозвуковой и зрительной памяти.

Для комплексной работы по преодолению дислексии используются:

  • разные виды артикуляционной гимнастики;
  • рисование двумя руками;
  • зрительные диктанты;
  • словесные игры;
  • логоритмические упражнения;
  • чтение по слоговым таблицам;
  • метод «озвученного» чтения;
  • упражнения на развитие оперативного поля зрения ребёнка.

Запишитесь на первичную диагностику дислексии прямо сейчас:

Мы перезвоним вам и уточним удобную дату.
Спасибо, что доверяете нам самое ценное – вашего ребёнка.