Close

Лень? Невнимательность? или Дисграфия?

Проблема письменной речи очень актуальна среди школьников, ведь именно навык письма и чтения – основа для успешного обучения в школе.
Часто родители и учителя списывают проблемы письменной речи на личностные качества ученика: нежелание учиться, невнимательность к правилам и словам учителя.

О главном

Грамотная письменная речь у детей тесно взаимосвязана с уровнем развития всех сторон устрой речи.

Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Простыми словами, ребенок делает постоянные, типичные ошибки: заменяет буквы на схожие по звуку, не видит границ строки, искажает состав слова и что важно, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения..

Письмо является сложным многоуровневым процессом. В реализации которого участвуют различные анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, двигательный.
Залогом успешного овладения письмом является достаточно высокий уровень развития устной речи.
Причины дисграфии:

  • Несформированность всех сторон устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи;
  • Недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмы, асфиксии, энцефалиты, менингиты;
  • Инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка;
  • Двуязычие (билингвизм) в семье
  • Нечеткая или неправильная речь окружающих
  • Дефицит речевых контактов
  • Невнимание к речи ребенка со стороны взрослых
  • Неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической готовности.

Пять видов дисграфии

  1. Артикуляторно-акустическая
    Пишет, как слышит. Часто такое происходит, когда к первому классу не поставлены все звуки. Когда в устной речи ребенок меняет «р» на «л» или совсем не слышит звук. В письменной речи происходит тоже самое.
    Например: “рыба”- “лыба”, «коршун» – «кошун»
  2. Акустическая форма дисграфии
    Встречается, когда ребенок произносит звуки чисто, но при письме заменяет на фонетически схожие (свистящие – шипящими, звонкие – глухими и наоборот)
    Например, д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.
  3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
    Пропуски, перестановки слогов и букв. Ребенок пропускает, повторяет или переставляет местами буквы и слоги; пишет лишние буквы в слове или не дописывает окончания слов. Часто дети с этим нарушением пишут предлоги слитно, а приставки раздельно. Соединяют словосочетание в одно слово. Например, «крабовые палочки» – «крабочи»
  4. Аграмматическая дисграфия При этом виде дисграфии нарушен грамматический строй речи. Страдают согласования частей и форм речи (падеж, число, род). Аграмматическая дисграфия обычно сопутствует общему недоразвитию речи, обусловленному алалией, дизартрией.
    Например, “ребенок бежала”, “красный кружка”.
  5. Оптическая дисграфия Ребенку тяжело уловить различия между буквами. При письме заменяются буквы на схожие. Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это палочки, кружочки, крючочки. К типичным ошибкам, встречающимся при оптической дисграфии, относится недописывание или добавление элементов букв, зеркальное написание букв. Например, «л» вместо «м», «х» вместо «ж» и наоборот.

Диагностика дисграфии

Для выявление органических нарушений письма следует пройти обследование у ряда специалистов (невролог, окулист, отоларинголог, педиатр). Нейропсихологическое обследование, поскольку все компоненты структурно-функциональной организации мозга участвуют в процессе письма ребенка, начинающего осваивать новый вид деятельности.

  • Блок регуляции тонуса и бодрствования

Поддержание активного тонуса коры при письме

  • Блок приема, переработки и хранения информации
    1. Переработка слухо-речевой информации – фонемное распознавание, опознание лексем, слухо-речевая память
    2. Переработка кинестетической информации – дифференциация артикулем; кинестетический анализ графических движений
    3. Переработка зрительной информации – актуализация зрительных образов букв и слов
    4. Переработка полимодальной информации – ориентация элементов буквы, буквы, строки в пространстве, зрительно-моторная координация, актуализация зрительно-пространственных образов слов
  • Блок программирования, регуляции и контроля
    1. Эфферентная (серийная) организация движений – моторное (кинетическое) программирование графических движений
    2. Регуляция психической деятельности – планирование, реализация и контроль акта письма

Каждый из перечисленных компонентов может вызывать трудности письма, выступая относительно изолированно или в сочетании. Значительно осложнять процесс письма может также несформированность механизмов, отвечающих за состояние “фона” двигательной активности – тонус мышц, поддержание позы, координацию движений. Кроме того, поскольку письменная речь предъявляет повышенные требования к планированию текста, его развернутому оформлению, на письме могут с максимальной отчетливостью проявляться все слабые звенья устной речи ребенка (эти собственно речевые компоненты, входящие в состав письменной речи, в вышеприведенной схеме не указаны).
Именно поэтому решить вопросы дисграфии только педагогическими приемами невозможно. Первоначально должна быть сформирована мозговая основа для любого вида деятельности. Нейропсихологические коррекционные программы позволяют оказать эффективную помощь детям, родителям и педагогам в преодолении имеющихся трудностей.

Логопедическое обследование для диагностики дисграфии делится на два этапа.

  1. Диагностика устной речи ребенка. На первом этапе логопед исследует состояние звукопроизношения, речевую и ручную моторику, выявляет ведущую руку при письме. Проверяется уровень развития всех сторон речи: пассивный и активный словарный запас, грамматический строй речи, дифференциация звуков.
  2. Диагностика письменной речи. Логопед изучает и анализирует письменные работы ребенка. Проводит ряд тестов: списывание текста, диктант, составление текста по картинке, составление предложений из слов.

На основании обследования устной и письменной речи выносится логопедическое заключение и план коррекционной работы.

Коррекция дисграфии

Комплексная программа по профилактике и коррекции дисграфии включает в себя:

  • работа над письменной и устной речью
  • развитие слухового внимания
  • развитие фонематического слуха
  • формирование пространственного мышления в речи
  • работа со словом (грамотное письмо, запоминание правописания словарных слов, расширение словарного запаса)
  • развитие понятийного и образного мышления
  • логика построения предложений и текстов
  • согласование слов в предложениях и текстах. Составление блок – схем текстов
  • развитие способы запоминания и пересказа текстов, составление вопросов
  • навыки изложения своих мыслей в письменной форме (сочинения)
  • выразительное чтение
  • работа над речевым дыханием и артикуляцией.
  • развитие пространственного мышления, снятие мышечных зажимов, тренировка мелкой моторики руки, концентрация внимания, синхронизация движения и дыхания, выработка красивого почерка, навыки чистописания.

Коррекция дисграфии требует отлаженной работы всех участников процесса: логопеда, узких специалистов, школьных педагогов, родителей и ребенка.

Коррекционная работа выстраивается c учетом вида нарушения и особенностей ребенка.

Запишитесь на консультацию прямо сейчас:

Мы перезвоним вам и уточним удобную дату.
Спасибо, что доверяете нам самое ценное – вашего ребёнка.

Запись на встречу, консультацию, диагностику – т. 228-99-11
Запишитесь к нам на знакомство и экскурсию!