Close

Алалия

У дошкольников часто возникают проблемы с речью. С некоторыми проблемами родители могут справиться дома, но с более серьёзными нарушениями речи без специалиста не справиться.

Алалией называют недоразвитие или полное отсутствие речи у детей с хорошим уровнем слуха и интеллекта. Причина алалии связана с повреждением речевых зон коры головного мозга.

Причины возникновения алалии многообразны и могут воздействовать в различные периоды раннего онтогенеза.
К поражению речевых центров могут приводить гипоксия плода, внутриутробные инфекции, хронические соматические заболевания будущей мамы.
Алалия может являться следствием асфиксии новорожденных, недоношенности, внутричерепной родовой травмы.
В первые годы жизни ребенка, следует выделить энцефалиты, менингиты, ЧМТ, соматические заболевания, приводящие к истощению ЦНС.
Некоторые исследователи указывают на наследственную, семейную предрасположенность к алалии.

Виды алалии

В зависимости от проявлений и степени выраженности недоразвития речи выделяют следующие виды алалии:

  • Моторная алалия
    При моторной алалии понимание речи остается сохранным, а собственная речь у ребенка развивается с грубыми отклонениями или не развивается совсем. Характерна общая моторная неловкость, неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность движений. Отмечается понижение моторной активности, недостаточная ритмичность, нарушение статического и динамического равновесия. Затруднена мелкая моторика пальцев рук. Особенности памяти: сужение объема, особенно страдает вербальная память, при зрительном подкреплении детям запоминать гораздо легче. Могут наблюдаться: сниженная работоспособность, речевой негативизм, гиперактивность или заторможенное поведение.
    Звукопроизношение грубо нарушено и ребенку трудно произнести или повторить звуковой образ слова.
    Активный словарный запас значительно отстает от нормы и состоит из существительных в именительной падеже.
    Фразовая речь состоит из коротких предложений (1-2 слова). Как следствие, при алалии имеется нарушение формирования связной речи. Дети не могут последовательно изложить события, определить временные связи, причину и следствие, передать смысл явлений и событий.
    При грубых формах моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания и отдельные лепетные слова, которые сопровождаются активной мимикой и жестикуляцией.
  • Сенсорная алалия
    Сенсорная алалия характеризуется нарушением понимания смысла обращенной речи, ребенок слышит, но не понимает речь. Слух как правило в норме, но иногда отметается повышенная восприимчивость к некоторым звукам.
    Отмечаются трудности включения, переключения и распределения внимания, истощаемость, замедленность и колебания слухового восприятия. Иногда ребенок понимает только одного человека (мама, папа, педагог)и не понимает, когда тоже самое говорят другие люди. Дети не могут долго слушать, когда им читают или рассказывают, поскольку не понимают содержания и как следствие теряют интерес.
    Собственная речевая активность у детей с сенсорной алалией повышена. Однако их речь представляет собой набор бессмысленных звукосочетаний и обрывков слов. В целом при сенсорной алалии речь бессвязна, лишена смысла и непонятна для окружающих. В речи детей с сенсорной алалией присутствуют многочисленные навязчивые повторения звуков, слогов, пропуски, звуковые замены, объединение частей разных слов друг с другом. К собственной речи дети с сенсорной алалией не критичны; для общения широко используют мимику и жесты.
    При грубых формах сенсорной алалии понимание речи отсутствует совсем; в других случаях носит ситуативный характер. Однако, даже если ребенку доступен смысл фразы в определенном контексте, при изменении словоформы, порядка слов в предложении, темпа речи понимание теряется. Часто в осмыслении речи детям с сенсорной алалией помогает «чтение с губ» говорящего.
  • Смешанная алалия
    Она представляет собой комбинацию описанных выше слуховых и двигательных нарушений, выраженных в разной степени.

«В чистом виде сенсорная алалия наблюдается нечасто; обычно встречается смешанная сенсомоторная алалия, что указывает на функциональную неразрывность речеслухового и речедвигательного анализаторов».

Алалия
Алалия

Коррекция алалии

Коррекционная работа при любом из видов алалии носит комплексный поход. Работа над речью направлена на стимуляцию мозговых структур. Также при алалии важно работать над развитием моторики и высших психических функций ребенка. Обязательно поддержка и развитие эмоциональной-волевой сферы (арт-терапия, игровая терапия,)
Логопедическая работа строится над развитием всех сторон речи.
При моторной алалии у ребенка стимулируется и развивается речевая активность. Ведется работа над обогащением словарного запаса, развитием фразовой речи и звукопроизношением.
При сенсорной алалии упор делается на различие речевых и неречевых звуков. Работа ведется над пониманием фраз и грамматического строя речи.

При различных формах алалии рекомендуется включать занятия по логоритмике и логопедический массаж.
«Залогом успеха коррекционной работы при алалии служит ее раннее (с 3-4 лет) начало, комплексный характер, системное воздействие на все компоненты речи, формирование речевых процессов в единстве с развитием психических функций.»

Запишитесь на консультацию прямо сейчас:

Мы перезвоним вам и уточним удобную дату.
Спасибо, что доверяете нам самое ценное – вашего ребёнка.

Запись на встречу, консультацию, диагностику – т. 228-99-11
Запишитесь к нам на знакомство и экскурсию!