Запись онлайн
  • ул. Железнодорожников, 20г
  • ул. Бограда, 111

Арт-терапия для детей с особыми потребностями

Валентина Васильевна Павловская, 07 сентября 2020 года

Арт-терапия – это лечение творчеством. Это способ безболезненного выражения своих эмоций.

Почему ребенку понятнее общаться через творческую деятельность или через игру?

- примерно до 5-ти лет дети сабо владеют языком;

- у них еще нет способности к абстрактному мышлению;

- им трудно выражать свои эмоции и мысли через вербальные средства общения, т.е. через слова;

- для детей с особыми потребностями, все процессы развития затягиваются по времени, и для них    как ни для кого другого нужно искать альтернативный способ самовыражения, самопознания и общения внешним миром;

И вот здесь как раз на помощь приходит арт-терапия с ее доступными и понятными детскому восприятию методами.

Основные способы арт-терапии, которые можно использовать в том числе и дома:

- изо-терапия;

- сказкотерапия;

- музыкотерапия;

- лепкотерапия;

- песочная терапия;

- игровая терапия;

- танцевальная терапия;

Отличия арт-терапевтический сессии от обычных уроков рисования или труда:

Цели и задачи рисуночной терапии: изо-терапия – это самовыражение в рисунке и моделирование конфликтной ситуации, на уроках рисования – овладение средствами и техниками изображения.

Второе отличие касается продуктов изобразительной деятельности: в терапии качество рисунка не выступает важным критерием, рисунок обладает собственной ценностью, связанной с последовательностью этапов разрешения личностных проблем ребенка. На учебных занятиях основным при анализе рисунка является мера и качество овладения ребенком системой изобразительных средств.

Различия функций взрослого в учебном и терапевтическом рисовании. На учебных занятиях эти функции сводятся к передаче ребенку способов и средств изображения и организации процесса. В изотерапии психолог помогает детям осознать и разрешить проблемную ситуацию, внешне ее выразить в рисунке (лепке) и определить выход из нее.

Несколько упражнений, которые можно проводить дома для снятия психоэмоционального напряжения ребенка:

1. «Каракули». Цель методики — нарисовать хаотичным образом непрерывные линии на листе бумаги. Сначала за дело берется ребенок, затем его сменяет родитель. Так происходит пока кто-нибудь не решит, что рисунок готов. После этого начинается обсуждение. Если ребенок способен к вербальному средству общения, то тогда каждый участник должен объяснить часть своего творения. Если такой способности нет, то родитель пытается увидеть и прорисовать образы, которые видит на рисунке.

2. «Радость». К работе нужно приступать в расслабленном виде. Следует вспомнить радостные моменты жизни и попытаться запечатлеть их на бумаге. Это поможет улучшить эмоциональный фон при помощи цвета и концентрации на чувствах.

3. «Рисование музыки». Прослушивая композицию, нужно попытаться выразить свои эмоции на бумаге. В результате появится прилив сил, поднимется настроение, уйдет скованность и напряжение.

4. Раскраски антистресс. Картинки можно скачать и распечатать, раскрашивать рисунки можно чем угодно и только так, как того хочется именно вам и именно в этот момент!

5. «Чудо-кактус» (Сучкова Н.О.) Материалы: Для работы необходимы терапевтическая сказка «Чудо-кактус», пластилин, зубочистки, шаблоны цветов из разноцветной бумаги. В начале ребенку читается сказка. После прослушивания сказки ребенок лепит кактус, протыкает его зубочистками, украшает цветами. Дети могут сделать цветы сами из различных материалов (бумага, пластилин, гербарий).

Поделиться:

Проконсультируем бесплатно

Нажимая на кнопку, вы принимаете Соглашение